Музеи бонсай в японии
Derevynidom.ru

Портал садовода

Музеи бонсай в японии

Музей бонсая Такаги

Жители удивительной страны Японии, несмотря на окружающий их со всех сторон сверхсовременный техногенный мир, тем не менее, умудряются бережно хранить и соблюдать традиции, уходящие корнями далеко в древность. Одной из таких традиций является искусство выращивать миниатюрные деревья – бонсай. А в Токио даже есть Музей бонсая Такаги, в котором восхищенным посетителям продемонстрируют все мастерство и изысканный вкус японских мастеров бонсай.
Искусство бонсай приобрело в последнее время популярность и в европейских странах. Наверное, это от того, что современному человеку в напряженных условиях городской жизни и офисной борьбы за место под солнцем, иногда так хочется почувствовать себя ближе к природе и сделать небольшое пространство вокруг себя более естественным. А формы бонсая характеризуются искусственной естественностью, то есть, какую бы причудливую форму не приняло это миниатюрное деревце, оно все равно похоже на реальное дерево и способно вызвать в воображении естественный пейзаж, в котором могло бы это дерево произрастать.
В японской же культуре искусство бонсай издавна занимает значительное место, хотя это традиционное японское искусство и имеет китайские корни. Изначально удовольствие выращивать бонсай было доступно только для знати, которая очень увлекалась искусством выращивания деревьев «на подносе». Постепенно эта традиция распространилась и среди менее зажиточных жителей Страны Восходящего Солнца. При такой популярности среди населения немного странно, что муниципальным властям не пришло в голову создать национальный музей, посвященный этому удивительному искусству. Поэтому данную несправедливость несколько лет назад взялся исправить Рэйдзи Такаги, который создал собственный Музей бонсая Такаги и разместил в нем достаточно обширную коллекцию, накопившуюся у него к тому времени.

Музей бонсая Такаги располагается на последних этажах высотного здания Мейко Шокай. На первый взгляд – обычный деловой центр, на этажах которого несметное число разнообразных офисов. Но это только на первый взгляд, а если взглянуть повнимательнее, то здание уже не покажется каким-то заурядным. Одни сторожевые псы у входа, выполненные из гранита, чего стоят!
Знатоки советуют начинать экскурсию по музею сверху, то есть с самой крыши здания, на которой взору удивленных посетителей предстает настоящий японский сад, который даже ограждает бамбуковая изгородь. В центре небольшого прудика выросли пять миниатюрных сосен Чио-но-матцую, которым, между прочим, несмотря на их карликовый вид уже целых полтора столетия. Полюбовавшись на сосны, можно продолжить осмотр экспозиции, а посмотреть здесь есть на что – в двух уровнях крыши расположились на деревянных стеллажах около 500 произведений искусства бонсай, которые отличаются друг от друга различными видами и размерами.

Читать еще:  Паслен комнатный уход в домашних условиях

В искусстве бонсай художник должен не только обладать тонким художественным вкусом и чутким восприятием природы и красоты, заключенной в ней, не только обширными знаниями по садоводству, которые позволят воплотить задуманный образ в жизнь, но и огромным запасом терпения! Ведь результаты проделанной работы можно будет оценить только через несколько десятков лет (при условии выращивания из семени) или как минимум через пять лет (если использовать миниатюрный саженец).
Различаются бонсаи по форме и по типу высадки в грунт. По формам встречаются бонсаи свисающие, прямостоящие и каскадные, а характеру посадки – одиночное деревце или групповая композиция. Размеры бонсаи также могут колебаться от нескольких сантиметров до метра, а то и полтора в высоту. Однако самыми традиционными и популярными остаются карликовые деревья высотой приблизительно полметра. Немалое значение настоящий мастер искусства бонсаи придает и емкости, в которую будет посажено деревце. Емкость вместе с растением должно являть собою единую гармоничную композицию.

На восьмом и девятом этаже Музей бонсая Такаги представляет своим посетителям экспозицию бонсаи, удачно скомпонованную с выставкой укие-э. В 17-19 столетиях в Японии существовало такое направление в живописи, само понятие «укие-э» изначально имело смысл одной из буддийских категорий, и дословно переводилось как «изменчивый, бренный мир». Но значение в 17 столетии этого словосочетания приняло трактовку земных радостей и наслаждений, которым предается человек в этом мире. На картинах, выполненных в стиле укие-э, изображались сцены повседневной жизни различных городских сословий. В экспозиции музея можно увидеть картины, выполненные в технике ксилографии – оттиск с деревянных досок. Тематика картин, представленных на выставке, как не трудно догадаться, так или иначе связана с искусством бонсая.

Читать еще:  Этикетки для комнатных растений в школе

На шестом этаже здания Музей бонсая Такаги проводятся временные тематические выставки, которые сменяются каждый понедельник. Сотрудниками музея тщательно отбираются новые композиции, которые соответствуют сезону и погоде. В чайной комнате, совмещенной с кинозалом и библиотекой, посетители могут получить всю информацию, которая интересует их о нюансах искусства бонсай. Можно посмотреть и интересный фильм, в котором заснят весь кропотливый процесс рождения нового миниатюрного шедевра. Помимо этого, здесь продаются бонсаи, которые призваны дарить свою красоту, всем пожелавшим приобрести себе маленькое деревце.

Музей искусства Бонсай в префектуре Сайтама, Япония

Несколько дней назад мы посетили музей Искусства Бонсай в Омия, префектура Сайтама, Япония.

Несмотря на очень жаркий день, в музее некуда было яблоку упасть — столько любителей этого древнего искусства приехало в тот день в музей. Бонсай переживает настоящий бум в последние годы, местные мастера не успевают обучать всех желающих этому древнему мастерству.

Люди потрясены гармонией, формой, красотой деревьев Бонсай. Это кропотливая и каждодневная, сложная работа по уходу за каждым деревом, каждой веточкой, почкой, листиком, цветком.

На фото — прекрасные образцы искусства Бонсай, которые демонстрируются в этом музее.

На фото – открытый мастер-класс исвестных мастеров Бонсай об уходе за деревьями и поддержании стиля Бонсай.

Расскажу немного об этом древнем искусстве.

Стиль бонсай возник в Китае в эпоху династии Тан (VIII—X вв.) Среди настенной живописи найдено изображение пеньцзай — растение, взятое из природы и пересаженное в горшок

Слово «бонсай» происходит от китайского слова «пэньцай» (китайское прочтение тех же иероглифов) и означает «выращенное на подносе».

Одна из легенд гласит, что некий император повелел создать миниатюрную империю со всеми деревьями, городами, реками и горами. Для этой цели и были созданы миниатюрные деревья

Считается, что в Японию искусство принесено в VI веке буддистскими монахами. Выращиваемые растения использовались для украшения ниши дома, максимальная высота деревьев поэтому составляла около половины метра.

Читать еще:  Комнатное растение лавровый лист уход

Спустя некоторое время, в связи с развитием техники любования бонсай, его начинают использовать при проведении чайной церемонии. В это время искусство называется хати-но-ки — «дерево в горшке». С XVIII века японцы окончательно превращают эту технику в искусство, возникает множество стилей[. В эпоху Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и кленов стало времяпрепровождением богатых людей.

Развивали это искусство и буддисты, которые считали, что человек, выращивающий бонсай, приравнивается к богу, потому что в их видении мир выглядит, как сад Будды, где он садовник

Сейчас для бонсай используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезаниям и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе

Медную проволоку стали использовать только после Второй мировой войны, до этого использовались струны.

Первая выставка бонсай состоялась в Токио в 1914 году

К XXI веку о бонсай уже написано более 1200 книг на 26 языках мира

В музее Омия есть выставка композиций под открытым небом, а есть экспозиция и в самом музее, рассказывающая об истории и распространении Бонсай, стилях, известных Мастерах, постоянно проводятся лекции и мастер-классы.

Один пожилой господин проехал 40 . километров на велосипеде в день проведения мастер-класса, чтобы попасть в музей на мастер класс по уходу за деревьями Бонсай!

В 1923 году группа садоводов-мастеров Бонсая переехало в префектуру Сайтама после Большого Кансайского землятрясения и основало там группу местного самоуправления мастеров Бонсая. Она существует и по сей день.

Известные Мастера рассказывали об этом искусстве и щедро делились своими знаниями.

Они говорят, что дерево живое, и Мастер ежедневно ухаживает за ним. Он поливает дерево, дает ему удобрения, воду, подстригает его и придает ему форму. Дерево, в ответ, радует глаз Мастера и всех окружающих своей красотой и совершенной формой.

Гармония, радость, вдохновение — вот что дарит древнее искусство Бонсай людям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector